Мастерклассы
на острове
12.13.14 и 17.18.19 июля 2019
Образовательный интенсив «Остров 10-22» прошел 10-22 июля в Москве в Сколковском институте науки и технологий. Его цель – создание и развитие команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития. Мы провели там шесть мастерклассов

мастеркласс 1: 12/07
Цифровой след как инструмент среды с развивающими обратными связями
Мы выступали в партнерстве с Нейроцентром Иннопрактики, с которыми мы согласовали программу и задачи этого выступления. Выступление проходило в рамках лаборатории под руководством Дмитрия Репина, которая в свою очередь являлась первым мероприятием вновь созданной в У2035 лаборатории функциональной нейрофизиологии. Как я понимаю, в рамках этой же лаборатории выступали со своими демо и другие представители рынка Нейронет НТИ, работающие в той же сфере.



По содержанию мы использовали эти четыре часа максимально полно, ознакомив слушателей с концепцией цифрового следа, возможностями работы с цифровым следом групповой работы, включая такую сложную групповую работу как проектная работа по методу Сколково (адаптированные организационно-деятельностные игры). Мы напомнили, что этот подход к цифровому следу не взялся с потолка, а что когда-то российская группа нейронета была во многом основана на таком интегральном образе результата, и что именно такая когнитивная цифровая среда с развивающими обратными связями - и есть минимальная ячейка нейронета как социотехнической системы.



Мы поразбирались с участниками в том, как работают наши платформы и дальше дали им возможность в несколько заходов поуправлять своими состояниями при помощи индивидуальных веб-интерфейсов биологической обратной связи. Показали как система работает с БОС от КГР, с БОС от ЭЭГ. Записали метрики "произвольности саморегуляции" для каждого участника. Мы также попробовали поработать и с групповой обратной связью, совместно, всей группой поуправляв одним интегрированным показателем. Сначала через индивидуальные интерфейсы, потом с одним большим групповым интерфейсом. Аналогичную практическую работу мы провели и c системой разметки цифрового следа timeliner.online. Сделали мероприятие "демо 12ого числа" и размечали аудиозаписи, добавляли файлы. После этого выгрузили разметку в attune для совмещения ее с цифровой разметкой.
Аналогичную практическую работу мы провели и c системой разметки цифрового следа timeliner.online. Сделали мероприятие "демо 12ого числа" и размечали аудиозаписи, добавляли файлы. После этого выгрузили разметку в attune для совмещения ее с цифровой разметкой.
мастеркласс 2: 13/07
Цифровые среды работы с цифровым следом как образовательный формат
Этот мастеркласс мы проводили в рамках лаборатории, которую вел Тимур Бергалиев. Задача, поставленная перед нами Тимуром, заключалась в том, чтобы у детей и представителей Вузов сформировать образ пространства исследований и разработок в области нейро-технологий. Поэтому мы пошли от имеющегося у участников опыта - в первую очередь опыта работы с конструктором производства Битроникс. .
Мы показали эволюцию способов использования нейро-данных, которая на первом этапе (конструктор) подразумевает только получение данных и трансформацию их в управляющие команды или визуализацию. Потом, на примере "нейромафии" (игры, которую придумали дети на нашей с Димой Судаковым "детской смене нейронета", и в которой все участники могут слышать сигналы подозреваемого "мафиози", когда город спит) мы объяснили, что для более сложных сценариев нужна разметка - кто из участников в какой роли (мафия или простой житель), и какой такт игры сейчас проходит.

Через эти примеры мы привели участников мастеркласса к тезису о том, что чтобы создавать разные сценарии работы с нейросигналом, нужен не только сигнал, но и структура его разметки, а также инструмент создания сценариев. Ну и, конечно, нужно что-то на выходе - разные визуализации, превращение в звук, управление роботами или умным домом.


С таким набором микро-сервисов можно создать в любом образовательном пространстве лабораторию, внутри которой можно будет не только изучать азы психофизиологии на практике, но и собирать прототипы проектов, сценарии игр и арт-объектов.
Дальше мы провели несколько практических упражнений работы с био и нейросигналом, дали возможность поуправлять сигналом индивидуально и группой, а также показали, как можно визуализировать сигнал.

И в заключение мы показали несколько десятков кейсов нейро-проектов - как стартапов, так и арт-объектов, а также исследовательских проектов. И показали, что каждый из них является комбинацией сигнала, разметки, алгоритма визуализации или управления каким-то объектом - что все эти проекты могут быть запрототипированы в простой онлайн экосистеме сервисов, вроде той, что мы продемонстрировали. Например - qneuro - стартап, в котором специальный показатель ЭЭГ, связанный с субъективной сложностью решения математических задач используется для того, чтобы удерживать сложность компьютерной игры в оптимальных для ребенка (а это проект для школ) рамках.
интерактивный семинар 3: 14/07
Нейронет: управление цифровым следом проектной работы
Это мероприятие проходило в рамках лаборатории Екатерины Любимовой . По плану у нас было чуть более часа, но по факту организаторы попросили нас сократить содержательную часть до получаса.
Поэтому мы убрали всю практику в демо (показывали на себе, чтобы сэкономить время на раздаче аппаратуры, инструкции по подключению и так далее). А содержательную часть пришлось ускорить так, чтобы основные тезисы успеть все же передать.
Начали с того, что ввели понятие цифрового следа в собственной интерпретации, как комбинацию потоковых и разметочных данных. Потом показали пространство работы с ним с осями "кому передается сигнал: себе или другим", "когда передается сигнал: сразу или потом" и т.д. Показали, что кейсы групповой обратной связи по био или семантическим данным - это одна зона в пространстве осей, а выводе о наличии компетенции у студента по тем же данным - это другая зона тех же осей работы с сигналом.
Мы проработали структуру событий, которая сопровождает проектную работу группы в одном пространстве - указали на ее многослойность, которая включает и ресурсные состояния и групповую динамику, и динамику содержания и понятийных полей, и работу с формой коммуникации и собственно проектный слой и многое другое. Спроецировали этот пример конкретной структуры на требования к потоку данных, задавшись вопросом о том, что именно нужно фиксировать в потоке и разметке для того, чтобы получить такой след проектной работы, который имеет шанс быть использованным в качестве тени и на основе которого может быть построен "двойник".
Мы разобрали кейс трехдневного семинара, который мы проводили в мае этого года в Томске на "Юновусе" по приглашению Лианы Кобзевой. На этом семинаре несколько групп схематизировали выбранные ими форматы групповой работы, создали модели ролей и разметок этих ролей, а потом провели экспериментальные прогоны методик со сбором потокового следа (биометрия) и разметки процесса. Прогон был двойным - без и с использованием следа в ходе работы. По итогам были собраны предложения по апгрейду методик групповой работы при помощи работы со следом.
Далее мы просто показали элементы среды, которые могут быть использованы для того, чтобы сформировать систему управления цифровым следом проектной работы - причем часть показали практически, на себе - включая браслеты и осуществляя разметку во время экспресс- демо-лекции. Мы достаточно бегло пробежались по кейсам, отобрав лишь те, которые не про образование в целом, а про проектную работу и ее цифровой след.


И да, в какой то момент, т.к. "Нейронет" был в названии мероприятия, мы лишний раз напомнили о том, что такие цифровые среды для коллективной творческой работы - это и есть "настоящий нейронет" - а точнее ячейка, из которых он строится. По крайней мере в исходном замысле, который мы продолжаем удерживать и сегодня. В целом, вопросы которые задавались аудиторией после этого мероприятия были самыми глубокими, и потенциальных партнерств после этой, пусть самой короткой лекции было больше всего. Посмотрим.
Мастеркласс 4: 17/07
Нейроинтерфейсы в образовании
Отдохнув пару дней, мы провели еще три мастеркласса. Первый проводился 17ого числа в рамках лаборатории практик будущего кружкового движения. Тема была максимально общей, но мы нашли как развернуться и в ней тоже - "нейроинтерфейсы в образовании".


Для входа в тему мы использовали модифицированный материал лекции, которую мы читали на конгрессе игроков и разработчиков игр живого действия - "КомКоне". Там мы рассказывали о том, как можно и как нужно использовать нейроданные в играх. Так и тут мы взяли три классических взгляда обывателя на "нейроитерфейсы" и разобрали их: шапочка для чтения мыслей, шапочка для управления роботами и шапочка, которая развивает способности своего носителя.

Мы разобрали, какие реальные технологии стоят за этими образами и, главное, какие мифы относительно возможностей "шапочек" существуют.
Поговорили о том, какие состояния или какую психическую активность можно и при каких условиях обнаруживать при помощи приборов, а какую - в принципе нельзя. Какие команды и с какой скоростью можно передавать - а какие нельзя. И так далее. Заодно разобрались и с понятием "интерфейса"
Дальше мы пошли проторенным путем - взяв схему работы "нейроинтерфейса", которая включает сбор данных, обработку и формирование команд или обратной связи, начали работать с этой схемой, детализируя ее так же, как делали это в других мастерклассах. В частности мы обосновали необходимость наличия блоков разметки и классификации в работе с нейроданными. Фактически, мы говорили о том, что большинство сценариев использования нейроинтерфейсы в образовании требует как раз экосистемы, в которой присутствует блок сбора потоковых данных, блок разметки, блок распознавания образов и алгоритмики и блок управления, который включает в себя как сервис визуализации, так и сервис формирования команд. Дальше мы детализирован архитектуру сервиса, и показали много разных кейсов из области образования, в которых используются нейроинтерфейсы (но не нейротехнологии в целом) и разложили эти примеры по схеме сервисов, которые необходимо объединить для того, чтобы такого рода сервисы можно было производить или копировать на потоке.
Мероприятие делалось по заказу Кружкового движения и было направлено как на самих организаторов работы кружкового движения, так и на потенциальных организаторов его деятельности "на местах". Не уверен, что хотя бы кто то из кружковцев этот мастеркласс слушал, но т.к. какое-то количество управленцев вроде бы в аудитории было, есть надежда, что что-то конкретное из этого мастеркласса вырастет и хотя бы один человек по итогам сможет взять на себя ответственность за то чтобы у себя собрать такой "нейрокружок" или сеть кружков вокруг нейро. Практики будущего же, в конце концов.
лекция - Мастеркласс 5: 18/07
Цифровой след индивидуальной и групповой образовательной деятельности. Сервисы, работающие с цифровой разметкой
Этот мастеркласс - один из тех двух, которыми мы решили заменить не состоявшуюся полноценную лабораторию. Первый - по разметке и цифровому следу. А второй - по биологической обратной связи и саморегуляции ресурсных состояний.Предыдущие четыре проходили в рамках лабораторий друзей и коллег и помещались в контексты соответствующих лабораторий.
Мероприятия же 18ого и 19ого были запланированы как чистые практикумы использования конкретных сервисов.
В этом мастерклассе мы спокойно за два часа развернули концепцию цифрового следа, с привлечением модели А.Н.Боровкова (в упрощенной интерпретации и с разверткой на нашу специфику), показали двухтактовый двигатель, очень похожий на "Бутстреппинг" Д.Энгельбарта, который включает в себя проход "от модели к артефактам через схему разметки" и "обработку артефактов и построение модели на основе данных".

Мы показали, что для групповой работы, в отличии от индивидуальной, в создании цифрового следа, тени и двойника возникают дополнительные сложности и специальные требования к инструментарию. Более подробно, чем ранее мы разобрали кейс "Юновуса" в Томске, включая методологию работы и задачи на формирование набора тегов (доменов классов, привязанных к ролям участников), и методику "первичной оцифровки формата групповой работы" в целом.
Потом дали участникам возможность поразмечать цифровой след в "Таймлайнере", показали, что можно совмещать этот след с данными с био-браслетов и довольно быстро перешли на разбор кейсов сервисов цифровой разметки, которые существуют на рынке. Ну и тут мы показали, что такого рода разметочные инструменты в общем (и наш тайлмайнер в частности) могут быть полезны и сами по себе - вне контура работы с цифровым следом на уровне организаци. Даже персональная организация артефактов, событий, аудиозаписей в такой логике полезна тому, кто это делает. А если это делает малая группа, команда стартапа и так далее - это дает непосредственную пользу даже в том случае, если этот след никак не анализируется и не рефлексируется - просто по факту того, что он организует работу со знаниями команды.


Из-за того, что мы не смешивали в рамках этого мастеркласса "разметочную" часть со сбором потоковых данных, основные тезисы удалось донести довольно быстро. Плюс, именно в таком сформулированном формате удалось поговорить даже про вопросы, связанные с персональными данными, интеллектуальной собственностью как о вопросах, которые лежат за пределами технологического круга вопросов, при этом в значительной степени определяя развитие таким образом инструментализированной практики.
лекция - Мастеркласс 6: 19/07
управление осознанностью и вниманием при помощи онлайн платформы с биологической обратной связью
Наконец, последнее мероприятие, 19ого числа называлось "управление осознанностью и вниманием при помощи онлайн платформы с биологической обратной связью". Вот тут мы вообще обошлись без концепции цифрового следа, и провели этот мастеркласс исключительно в рамке управления ресурсными состояниями и сервисов для этого
Начали с понятия внимательности, двигаясь от бытового к разным альтернативным, включая психологическое. Задали внимание как базовую организующую силу психики, источник произвольности. Прошлись по куче кейсов работы с внимательностью - в школах, компаниях, онлайн сервисов и т.д. Разделили "внимательность", присутстствие и mindfullness. Потом сказали о том, что большая часть сервисов - про внешнее внимание. Викиум, Lumosity. Даже не просто про внешнее, а про визуальное внимание - сканирование объектов, замечание, концентрацию и так далее. Дальше сказали, что существует и другое внимание - то, которое про "осознавать и управление эмоциями, ощущение телесных состояний, создание нужного настроя под задачу. О том, что находится в домене ресурсных или функциональных состояний, телесности, а не визуального внимания.
Перешли к теории биологической обратной связи как способу усиливать сигнал управляемой системы в противовес классическим подходам, в которых человек погружается в тишину, чтобы услышать очень слабые сигналы тела и эмоциональной сферы. Рассказали как в методе биологической обратной связи тренируется внимание к внутренним процессам, как этот метод позволяет сделать произвольными до того неуправляемые процессы. Как из этих отдельных процессов можно собирать нужное ресурсное состояние.
Дальше сосредоточились на attune - рассказали и дали попробовать работу с упражнениями, индивидиуальную и групповуюу биологическую обратную связь.

Показали, как преподаватель или автор курса может получать статистику по работе с приборами на своих упражнениях, как он может получать ее в реальном времени п проводить вебинары с БОС, как могут быть устроены игровые форматы БОС саморегуляции для групп.
После окончания практики мы еще раз прошлись по кейсам использования бос тренингов в спорте, подготовке чемпионов WorldSkills, спортивным и исследовательским форматам использования саморегуляции в образовании. Закончили мы предложением использовать платформу с размещенными на ней курсами для внедрения практики саморегуляции по БОС и работы с внутренним вниманием в целом в образование.
Made on
Tilda